Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

Семинар психологов.

        14 марта на базе нашей школы прошел районный семинар психологов

        "Конфликт - неизбежность или ...."

  Конфликт (от латинского – confliktus) означает столкновение мнений, сторон, сил. Это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.

Следует помнить, что существуют механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества состоит в том, чтобы не допустить, либо максимально снизить негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.


Основные стили разрешения конфликтов

► Соперничество  

► Избегание

► Сотрудничество

► Приспособление

► Компромисс


Соперничество (конкуренция)

Человек, использующий данный стиль, активно отстаивает свою точку зрения, ни в чём не уступает сопернику. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения

Этот стиль предпочтителен, когда:

► Исход очень важен для вас

► Решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого

► Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора

   Но постоянная приверженность данной тактике может обеспечить вам репутацию скандалиста и неприятного человека.


Избегание (уклонение)

Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта.

Вы можете использовать данный стиль, когда:

► Затрагиваемая проблема не столь важна для вас и вы не хотите тратить время на её решение

► Когда вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении

► Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека

► Когда ваш оппонент обладает большей властью

► У вас нет оснований для продолжения отношений с этим человеком


 Сотрудничество

  Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны. Это стиль требует продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку сначала открыто заявляются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем происходит их обсуждение

Желательно использовать именно этот стиль

► Если решение проблемы важно для других сторон и никто не хочет уклоняться от решения

► Если у вас тесные длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной и вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга

► Если обе вовлечённые в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.


Приспособление

Человек, использующий этот стиль, действует совместно с партнёром по общению, не пытаясь отстаивать собственные интересы

Вы можете воспользоваться данным стилем:

► В ситуациях, где вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью

► Если вам необходимо смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию

► Если вы чувствуете, что важнее сохранить хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы


Компромисс

   Предполагает, что обе стороны идут на взаимные уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда:

► Вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно для вас это не выполнимо.

► Вы хотите прийти к решению быстро

► Вас устроит временное решение


Но сколь разнообразны ни были бы стратегии  поведения в конфликтной ситуации, непременным условием для её конструктивного решения являются

► Умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами

► Желание объективно разобраться в причинах конфликта и в его течении (обычно в пылу ссоры видна лишь «надводная часть айсберга», которая не всегда позволяет верно судить об истинной проблеме)

► Готовность сдерживать свои негативные чувства

► Готовность обоих найти выход из трудной ситуации. Необходимо сделать акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?"


Не забывайте, что выходу из конфликтной ситуации часто помогает чувство юмора!