Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

"Праведница земли русской"

 


   Урок литературы 11кл

   Праведница земли русской

  (по рассказу А.И.Солженицина 

         «Матренин двор»)

    Тип урока: урок-исследование



Цель:

Помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями как доброта,чуткость,совесть,человечность.


Задачи:
Проследить за судьбой женщины,которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу
Выяснить.какие качества героини позволили автору назвать Матрену праведницей земли русской.


Материалы к уроку:
Портрет писателя
Рассказ Солженицына
Презентация
Таблица «Способы и приемы создания образа главной героини»



    Ход урока:

                     До конца,до тихого креста 
                     Пусть душа останется чиста!
                                       Н.Рубцов

1.Рефлексия.Создание проблемной ситуации 

Однажды жители Афин,собравшиеся на площади,увидели Демосфена,который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

-Зачем тебе фонарь,ведь и так светло?И что ты ищешь?-спросили они у него.

-Я ищу человека,-ответил Демосфен

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

-Человека,-снова ответил Демосфен.

-Человека? Это кого: меня,его,а может быть ,вон того…засмеялись жители Афин.

-Я ищу человека…

А как вы думаете,кого искал Демосфен?

Какими качествами должен обладать человек,чтобы имя ему было ЧЕЛОВЕК с большой буквы?Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у А.И. Солженицына.


2.Определение задач урока

Вы прочитали рассказ «Матренин двор».Какое впечатление на вас он произвел,что по-вашему хотел сказать автор?( ответы учеников)

Давайте с вами постараемся сформулировать задачи нашего урока,ваши предложения:

• Проследить за судьбой героини,которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу.

• Выяснить,какие качества героини позволили автору назвать Матрену праведницей земли русской и так ли это.

Давайте запишем эпиграф к уроку,а в чем его смысл и насколько он подобран удачно,мы поговорим в конце урока,когда будем подводить итоги.


3.Работа с текстом

Я предлагаю Вам записать в тетради заголовок СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ и по ходу урока будем их записывать и анализировать.

1. Вспомните,при каких обстоятельствах происходит перове знакомство автора и читателей с Матреной?

2. Почему она не входит в число претендентов,которые могли бы пустить к себе постояльца?

3. Хочет ли сама Матрена заполучить такого выгодного жильца?

(Для жителей села Матрена-никудышняя хозяйка,не имеющая возможности принять гостя в своем запущенном доме.Но герой вдруг чувствует,что эта жизнь внутренне близка ему- и остается жить у Матрены)

4.Чем же старая крестьянка,простая труженица привлекла внимание рассказчика?Познакомимся с ней поближе.Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (портрет,среда,в которой живет герой,речь,быт и т.д)

Запишем первый пункт в тетради:

• Интерьер как способ создания характера

-Что представляла собой изба,в которой поселился Игнатич?

-На какие важные детали в ее описании обращает внимание автор?

-Кто населяет избу Матрены?

• Портрет как способ создания характера

-Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?

-На каких портретных деталях сосредотачивает внимание автор?

(У тех людей всегда лица хороши,кто в ладах с совестью своей»

• Речь героини

-В чем особенность ее речи?(полна просторечья,диалектной лексики.. тон-

Тембр---

• Жизнь и быт Матрены

-Как проходит обычный день у нее?Чем она занята?

-Как относится к работе?Есть ли у нее средство вернуть себе доброе расположение духа?

-В чем смысл ее жизни?Готова ли она помочь другим?Просит ли что-то взамен?

-Как называют такое качество?(БЕСКОРЫСТНАЯ)

• Отношение окружающих.

-Как к Матрене относятся окружающие:

РОДНЫЕ,СОСЕДИ,ПРАВЛЕНИЕ КОЛХОЗА?


«Много накопилось в тот год обид у Матрены»-о каких обидах идет речь?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь,смерть шестерых детей,потеря мужа,непосильный труд в деревне,тяжелая немочь-болезнь,горькая обида на колхоз,который выжал у нее все силы,а затем списал за ненадобностью,оставив без пенсии и поддержки.

-Обозлилась ли на этот мир Матрена,столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена,сохранила доброе расположение духа,чувство радости и жалости к другим,по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.

-Как вы думаете,что стало причиной гибели Матрены?( только ли паровоз?)

У ДАЛЯ в его словаре ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА слова ГОРНИЦА И ГОРНИЙ рассматриваются как синонимы.-высший небесный до мира духовного относящийся.

Т.О. захват горницы можно расценивать как посягательство на веру в небесное,высшее, а значит и духовное.

-какую смысловую нагрузку несет в себе гибель Матрены?

Гибель Матрены,разрушение ее двора,избы-грозное предупреждение катастрофы,которая может случиться с обществом,утратившим нравственные ориентиры( добра,справедливости,честности,порядочности)




Первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника»

Найдите в словаре толкование слова ПРАВЕДНИК(ПРАВЕДНИК_ человек,который живет праведной жизнью,ни в чем не погрешающий против правил нравственности)

-Можно ли отнести Матрену к таковым?

-А как отнеслись к ее смерти в деревне?

И оказалось,что уходит она так никем не понятая,по-человечески никем не оплаканная.И автор признается,что и он-то до конца не понял Матрену,а понял лишь теперь,когда ее не стало.Понял величественный и трагический образ Матрены


Вернемся к эпиграфу.Как по-вашему,удачен он,отражает он суть нашего разговора или нет?

-Нужны ли по-вашему такие праведники в нашей жизни?

Постарайтесь дома письменно ответить на этот вопрос,

Также предлагаю желающим познакомиться с крохотками Солженицына и ответить

На вопрос «что это за жанр?»

Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва»

«Все мы жили с ней и не поняли,что она есть тот самый праведник,без которого,по пословице, не стоит село,ни город,ни вся земля наша»